Минстрой России разработал проект федерального закона, который направлен на цифровизацию правового и нормативно-технического регулирования отрасли посредством внедрения государственной информационной системы «Стройкомплекс.РФ» («Стройкомплекс.РФ»), а также на совершенствование градостроительной деятельности в России. Документ был одобрен на 535 заседании Совета Федерации, а до этого был представлен сенаторам из профильного комитета верхней палаты российского парламента заместителем Министра строительства и ЖКХ РФ Сергеем Музыченко.
«Принятие законопроекта создаст основу для исполнения целого ряда поручений Президента России и реализации принципиально новых решений, которые позволят совершить значительный шаг вперёд в цифровизации отрасли и дальнейшем снижении административной нагрузки на отрасль», – пояснил Сергей Музыченко.
Взамен утверждаемого Правительством России исчерпывающего перечня документов, материалов, сведений, согласований, необходимых для строительства, проект закона предполагает внедрение Цифрового реестра документов, материалов, сведений и согласований (Цифровой реестр документов, материалов, сведений и согласований). Он будет вестись Минстроем России в системе «Стройкомплекс.РФ», что позволит обеспечить его открытость и оперативную актуализацию.
Кроме того, законопроектом предлагается формирование Цифрового реестра, определяющего исчерпывающий перечень требований к проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства (Цифровой реестр требований).
Указанные цифровые реестры, классификатор строительной информации, сведения о выданных разрешениях на строительство и ввод, а также иные документы, сведения, материалы, устанавливаемые Правительством России, будут включены в единую информационную систему «Стройкомплекс.РФ» на базе Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ (ГИСОГД РФ).
Предложенные изменения создадут законодательную основу для дальнейшей цифровизации строительства, значительного сокращения инвестиционно-строительного цикла и снижения административной нагрузки на отрасль.
Другие изменения, предложенные законопроектом, направлены на упрощение процедуры внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, а также на исключение их дублирования. Для этого субъектам РФ предоставляется право устанавливать в региональном законодательстве возможность подготовки и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, определяющего основные направления развития территорий одного или нескольких муниципальных образований (частей таких территорий).
Проект федерального закона также содержит новеллу, предусматривающую возможность осуществления экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий, как на этапе согласования разделов проектной документации до экспертизы, так и на этапе после экспертизы при внесении изменений в результаты инженерных изысканий.
Еще одно нововведение законопроекта – это понятие исполнительной документации, содержащей материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, отображающих фактическое исполнение решений из проектной и рабочей документации. Предусматривается, что эксплуатация будет осуществляться в том числе и в соответствии с исполнительной документацией.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» разработан во исполнение поручений Президента России по итогам заседания Президиума Государственного Совета, посвящённого Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и рассматривался в редакции, принятой во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. После одобрения Советом Федерации законопроекты будут направлены Президенту России для подписания и официального опубликования.