Минэкономразвития: Порядок формирования и ведения единого реестра членов СРО требует серьёзной доработки

Минэкономразвития в рамках оценки регулирующего воздействия выдало отрицательное заключение на подготовленный Минстроем проект постановления Правительства РФ «Об утверждении состава сведений единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядка формирования и порядка ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, в том числе порядка включения в указанный реестр сведений». В министерстве считают, что представленный документ не соответствует принципам правовой определённости, системности, а местами и исполнимости обязательных требований, закреплённых в 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ».

Так, по мнению Минэкономразвития, конфликтует с упомянутым законом пункт 6 Приложения № 1, в соответствии с которым в состав единого реестра включаются сведения о фактическом совокупном размере обязательств членов СРО по договорам подряда, заключённым на текущую дату. В соответствии с пунктом 14 Приложения № 2 эти сведения СРО размещает в реестре в течение пяти рабочих дней со дня предоставления их членом СРО. При этом, согласно второму пункту 16 Приложения № 2, член СРО вправе не представлять в СРО документы с информацией по договорам подряда, размещённой в форме открытых данных.

«Исходя из этого, понятие «текущая дата» несет риск неоднородной правоприменительной практики, так как в случае непредоставления документов членом СРО с соответствующей информацией текущая дата актуализации фактического совокупного размера обязательств зависит от возможности интеграции и оперативности обновления в рамках систем учета СРО открытых данных информационных систем, в том числе данных единой информационной системы в сфере закупок. При этом СРО не может нести ответственность за достоверность размещенных сведений в едином реестре о членах СРО на текущую дату», — отмечается в заключении.

В то же время в министерстве ссылаются на 247-ФЗ, в соответствии с которым содержание обязательных требований должно быть ясным, логичным, понятным и не должно приводить к противоречиям при их применении. В данной части проект документа следует доработать, считают в Минэкономразвития.

Также в министерстве обращают внимание, что согласно пункту 8 Приложения № 2 единый реестр состоит из разделов, каждый из которых идентифицируется реестровым номером, а каждая запись, внесённая в реестр, заверяется СРО усиленной квалифицированной электронной подписью. Однако порядок присвоения реестровых номеров в проекте не регламентирован, а усиленная электронная подпись, отмечается в заключении, требуется СРО для заверения сведений, подаваемых в нацобъединение для внесения в реестр, а не каждой реестровой записи. Кстати, указанные положения вступают в противоречие и с пунктами 2 и 3 Приложения № 2, согласно которым единый реестр формируется и ведется не СРО, а соответствующим национальным объединением СРО.

Есть вопросы у министерства и к пункту 12 Приложения № 2, согласно которому сведения о принятом решении СРО о приеме организации в члены СРО размещаются в едином реестре в течение 5 рабочих дней со дня его вступления в силу, но ничего не говорится об отказе в приёме. «Вслучае принятия иного решения в отношении члена СРО» — относится именно к члену, а не к кандидату. И какое «иное решение» можно принять в отношении организации, уже являющейся членом СРО, в Минэкономразвития тоже не понимают.

И, наконец, об ответственности за достоверность сведений, размещаемых в едином реестре. В соответствии с пунктом 17 Приложения № 2 её несёт саморегулируемая организация, а в соответствии с пунктами 2 и 3 единый реестр формируется и ведется соответствующим национальным объединением СРО. Какую именно ответственность в данном случае несёт СРО, если ответственность за предоставление недостоверных сведений для включения в единый реестр административным законодательством не предусмотрена?

Выводы Минэкономразвития однозначны: несмотря на то, что разработчик достаточно убедительно обосновал наличие проблемы, проект представленного им документа не соответствует 247-ФЗ. К тому же в нём выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (либо способствующие их введению), а также приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ