Акты направлены на совершенствование механизма комплексного развития территории (КРТ), технического регулирования в строительстве и повышение эффективности управления капитальными вложениями. Федеральные законы «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и «О внесении изменений в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты РФ» были рассмотрены на 558-м заседании верхней палаты российского парламента с участием статс-секретаря – заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Юрия Муценека, заместителей Министра строительства и ЖКХ РФ Сергея Музыченко и Юрия Гордеева.
Один из законов направлен на донастройку механизма КРТ и вводит новую категорию лиц, которые вправе осуществлять КРТ – это операторы КРТ. Кроме того, уточняется ряд положений, определяющих порядок подготовки документации по планировке территории в целях ее комплексного развития, а также сокращающих инвестиционно-строительный цикл проектов в рамках КРТ.
«Благодаря активному взаимодействию Государственной Думы, Совета Федерации и Минстроя был разработан и одобрен закон, который закрепляет статус операторов КРТ, а также наделяет их полномочиями по выполнению всех этапов реализации решений о КРТ. Кроме того, закон предоставляет лицам, осуществляющим КРТ, право начинать подготовку проектной документации параллельно с осуществлением изъятия объектов недвижимости, что сокращает инвестиционно-строительный цикл как минимум на 1 год. Для этой цели также предусматривается возможность выдачи ГПЗУ на подлежащий образованию земельный участок. Закрепляется полномочие Правительства РФ определить случаи, при которых будет возможно проведение торгов на право заключения одновременно нескольких договоров о КРТ, что позволит объединить территории с различным уровнем доходности в один экономически сбалансированный проект. Важно отметить, что законом предусматривается необходимость размещения всех документов, которые образуются при осуществлении КРТ, в региональных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, а также совершенствуются особенности осуществления КРТ, установленные для АО «ДОМ.РФ», – отметил Юрий Муценек.
Законом о внесении изменений в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений предусмотрен переход от проектирования «по инструкции» и чёткого следования всем национальным стандартам и сводам правил к самостоятельному выбору обоснования принимаемых технических решений. Теперь их можно обосновывать с помощью стандартов организаций и документов по стандартизации иностранных государств. Также сохранено право обосновывать проектные решения с помощью расчетов, испытаний, моделирования, оценки рисков. Это повысит роль и ответственность проектировщиков, а также позволит быстрее и проще внедрять и применять инновационные материалы, неординарные решения, адаптивные технологии и передовой мировой опыт в сфере строительства.
Следующий важный аспект федерального закона – это развитие цифрового реестра, в котором будут консолидированы все требования, предъявляемые к объекту капитального строительства на всех этапах его жизненного цикла. Это своды правил и нацстандарты в сфере строительства, противопожарные нормативы, СанПиНы, радиационные нормы и другие. Документом предусмотрено создание механизма выявления и устранения противоречий между ними. Также законодательно ограничивается возможность лицензирующих органов и экспертных организаций требовать исполнения того, чего не было в этом реестре на момент начала проектирования.
«Одобренный закон – это результат совместной работы Минстроя России, депутатов, сенаторов и представителей профессионального сообщества. Нами проделан, не побоюсь этого слова, колоссальный труд по реформированию системы технического регулирования в строительстве. Напомню, что с момента принятия Технического регламента прошло практически 15 лет и он ни разу не подвергался каким-либо изменениям. Акт позволит сформировать прозрачную систему подготовки проектной документации и нормативного регулирования строительной сферы в целом. Также он будет правовой основой для перехода к более эффективному с инженерной точки зрения параметрическому методу нормирования. Отдельно подчеркну, что изменения никак не повлияют на уровень безопасности объектов и доступности их среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения», – пояснил Сергей Музыченко.
Изменения в Бюджетный кодекс РФ направлены на упрощение и ускорение принятия решений при управлении капитальными вложениями из федерального бюджета, а также включает нормы по ряду других направлений.
«Закон предусматривает значительные изменения в нормативно-правовой базе, необходимые для планирования инвестиционных расходов федерального бюджета и сокращения строительно-инвестиционного цикла. Так, исключаются положения о формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, вместо которой будет введен реестр объектов капитального строительства и недвижимого имущества. Это позволит сократить избыточные согласования и дублирование данных в едином правовом акте Правительства РФ и федеральной инвестпрограмме», – отметил Юрий Гордеев.
Согласно закону, Правительство наделяется полномочием по установлению порядка ведения реестра объектов капвложений, содержащего более детальную информацию о них, в том числе с возможностью внесения в него изменений в течение текущего года без изменения перечня объектов.
Кроме этого, предусматривается, что наличие объекта в реестре в системе «Электронный бюджет» будет являться основанием для доведения бюджетных ассигнований и заключения госконтракта или соглашения (договора) с застройщиком. Таким образом, это позволит быстрее доводить деньги до строительных организаций. Уже строящиеся объекты будут находиться в реестре до их завершения. Новые объекты будут включаться после утверждения Штабом Правительственной комиссией по региональному развитию.
Планируется, что изменения начнут действовать с 1 января 2024 года с установлением переходного периода применения утвержденной ФАИП до издания порядков ведения реестра объектов капитального строительства и формирования кода объектов.
Основная задача данного закона – завершение перехода от формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) к комплексной госпрограмме «Строительство».
Кроме того, на пленарном заседании был одобрен федеральный закон, который с 1 сентября 2024 г. ужесточает лицензионные требования к управляющей организации (УО) путем создания дополнительных условий, препятствующих деятельности недобросовестных УО по управлению многоквартирными домами.
После одобрения Советом Федерации законы направлены Президенту России для подписания и дальнейшего официального опубликования.
Источник: Минстрой России